Обвес, обсчет, и другие способы обмана в торговле

Все мы ежедневно становимся участниками сделок купли-продажи. И далеко не всегда эти сделки приносят нам радость.

Иногда, придя домой, мы с горечью обнаруживаем, что нас обвесили, обсчитали или продали нам товар ненадлежащего качества. И потом ломаем голову, как же мы, такие внимательные, не заметили как нас обманули?

Давайте попробуем разобраться в основных приемах, которые используют недобросовестные торговцы, чтобы обмануть доверчивого (или не очень) покупателя.

Обвес – способы и методы
Главное «оружие» многих продавцов – весы. Способов обвеса в истории торговли насчитывается великое множество. Обвес, как известно, культивировался еще со времен древнего Египта. Конечно, способы тогда были иные, но смысл оставался тем же.

Продавцы тщательно следят за техническим прогрессом и постоянно совершенствуют свои методы. Если раньше практиковались такие методы, как крепление магнита под чашку весов, или придерживание чашки весов пальцем (т.н. «обвес с походом»), то с приходом в жизнь электронных весов схемы обвеса претерпели некоторые изменения.

Особенности цифровых весов

  1. «Калибровка». Электронные весы, как и любой цифровой прибор, могут быть перепрограммированы. Для этого продавец производит так называемую «калибровку». При этом используя отвертку и набор калибровочных гирь, ушлый продавец настраивает весы так, что они показывают вес товара отличающийся от реального. Разница, как правило, составляет 10%. Это не заметно на глаз и дает неплохой навар. При этом продавец при взвешивании никаких манипуляций с весами не делает.

Определить обвешивание в данном случае можно только с помощью контрольного взвешивания товара на других весах. Некоторые покупатели специально носят с собой такие портативные весы, которые можно купить недорого на том же Али Экспрессе.

  1. «Обвес на тару». Способ обвеса перешедший на электронную платформу с механических весов. Конечно, способ претерпел некоторые изменения. При этом способе обвеса, продавец использует возможность электронных весов задавать вес тары.

Проводится этот обвес следующим образом: недобросовестный продавец подставляет под платформу весов (со своей стороны, дабы это не было заметно покупателю) картонку или дощечку. Платформа весов при этом как бы приподнимается. После чего задается вес тары.

При взвешивании товара покупателю дощечка или картонка незаметно убираются и к весу товара добавляется тот вес, который был задан как вес тары.

Определить такой способ обвеса можно, если внимательно смотреть за показаниями весов. В момент снятия товара весы не покажут нулевой вес, а будут показывать вес, который был введен как вес тары. Длится это мгновения, пока продавец нажатием на соответствующую кнопку не обнулит показания весов, а делают это тренированные продавцы очень быстро, не давая опомниться покупателю.

  1. «Подклад со протягом». При этом способе обмана продавец использует целлофановый пакет (или кусок целлофана) и кусок клейкой ленты (скотча).

Способ заключается в следующем: сначала на весы продавец кладет кусок целлофана или целлофановый пакет (покупателю объясняется, это из соображений гигиены, чтобы не кидать продукты на грязную платформу). Одни конец пакета закрепляется к основанию весов скотчем (в случае чего, продавец объясняет, что это – чтобы подкладной целлофан не упал на пол и не съехал в сторону), в свободном состоянии целлофан лежит на платформе и ни на что не влияет. Но при начале взвешивания (например мяса), продавец кладет кусок на целлофан и сдвигает его в сторону свободного края целлофанового пакета. При этом целлофан, будучи закреплен скотчем, натягивается и начинает придавливать платформу весов. Показания весов таким образом можно легко увеличить на 0,5 кг и более.

Определить обвес можно по расположению на платформе подкладки, которой там быть не должно. Требуйте у продавца убрать целлофан или пакет и произвести повторное взвешивание.

  1. «Заклейка». Этот способ обвеса аналогичен предыдущему, с той лишь разницей, что используется только один скотч, который приклеивается к боковой поверхности платформы весов, а в момент взвешивания продавец натягивает скотч и подклеивает его к основанию весов.

Определить обвес, в этом случае, можно либо заметив подозрительное движение рук продавца в районе весов (что представляет из себя довольно сложную задачу), либо с помощью контрольного завешивания товара.

  1. «Магнит». Пожалуй, это самый простой способ, который основывается на креплении магнита под платформой весов. Способы могут быть самые разные. Это и маленький магнит крепящийся на обратной стороне платформы весов, это и мощный неодимовый магнит спрятанный например в пачку сигарет, которая в нужный момент кладется рядом с весами, и намагниченные ножи или ножницы. Эти способы добавляют до 50 грамм массы к весу.

Способ определения обвеса в данном случае – контрольное взвешивание.

  1. «Водные процедуры». Этот способ культивировался продавцами еще с давних пор. Постепенно он дошел и до наших дней, оставаясь в принципе неизменным.

Смысл данной махинации состоит в том, что достаточно полить водой замороженный товар, и поместить его обратно в морозилку, как вес товара увеличивается на вес образовавшегося льда. Дальше все просто: по окончании рабочего дня продавец высчитывает разницу между исходным весом товара (указанным в накладной) и весом реально проданного товара. Разницу, как вы понимаете, он кладет не в бюджет.

  1. «Фаршированная курочка». При этом способе недобросовестный продавец, накачивает тушку птицы, кусок мяса, котлеты, и т.п. специальным гелем не имеющим ни запаха ни вкуса. Вес товара увеличивается, иногда более чем на 1/4. Доход продавца тоже.

Определить этот способ можно только при приготовлении. Когда вы разрезаете такую тушку то из нее вытекает прозрачный гель, при приготовлении курица или мясо уменьшаются в размере в несколько раз, а на сковороде остаются озера жира с гелеобразным веществом.

  1. «Тара». Один из самых популярных способов. Большого дохода продавцу он не приносит, но все-таки используется.

При этом способе обвеса на весах не выставляется вес тары. Т.е. пластиковая коробка, которая должна идти бесплатно, продается покупателю по цене товара. Прибавка в весе небольшая – от 2 до 6 гр. Но, все-таки…

Заметив, что продавец не ввел вес тары, попросите его перевесить товар указав поправку на вес упаковки.

Обсчитаем с улыбкой
Способов обсчета, как и способов обвеса, достаточно много. Какие-то появляются, какие-то уходят в прошлое.

  1. «Прятки». Этот способ обсчета заключается в том, что покупатель, приобретающий большое количество разнообразного товара, часто не проверяет контрольный кассовый чек, не сверяет его с приобретенным товаром.

Ушлый кассир, пробивая большое количество товара может незаметно отсканировать заранее заготовленный штрих-код товара, который отсутствует у покупателя, или два раза провести один товар через сканер. В результате это отражается на сумме покупки, но поскольку покупатель редко проверяет что ему «пробили» в чеке, то способ вполне жизнеспособен.

Совет тут один: всегда контролируйте, что вам «пробили» в чеке, и сверяйте это с реальными покупками.

  1. «Скидка». Еще один очень популярный способ обсчета. Суть его заключается в том, что на ценнике указана одна стоимость товара, а на дисплее кассира, при проведении товара через кассу, появляется другая.

Совет: внимательно следите за ценами на ценниках и ценой при проведении через кассу. Если они отличаются, требуйте продать вам товар по цене, указанной на ценнике, в соответствии с пунктом 1 статьи 10 закона «О защите прав потребителей».

  1. «Технические неполадки». Это способ обсчета применяется, если продавец видит, что покупатель спешит. В этом случае продавец нарочито не спеша складывает товар в пакеты, проводит через кассу, а потом заявляет, что «из-за технических проблем не получится сразу выдать кассовый чек, придется подождать минут 10-15». Частенько покупатель машет рукой, платит названную кассиром цену, и уходит.

В результате продавец получает «чаевые» в виде разницы с реальной ценой товара.

  1. «Кража». Это уже даже не обсчет, а вымогательство. Смысл сего действа заключается в том, что кассир «забывает» провести через кассу какой-либо товар. После чего, на выходе срабатывает сигнализация, к покупателю подходит охрана магазина и требует предъявить чек и покупки. Обнаружив «непробитый» товар, охрана начинает обвинять покупателя в краже, запугивать обращением в полицию, в суд и т.п.

В результате, предлагают «замять» инцидент за некую сумму.

Совет: не забывайте, что в соответствии в соответствии со ст. 27.7 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ охрана магазина не имеет права проводить обыск или личный досмотр. Она может лишь задержать человека до прибытия сотрудников полиции, которые должны составить протокол, снять записи с видеокамер, опросить свидетелей.

Как правило, после того как об этом напоминаешь охране, ее рвение задержать покупателя резко уменьшается.

  1. «Двойная этикетка». Суть данного способа обсчета заключается в том, что поверх оригинальной этикетки наклеивается другая, с другой ценой, весом, или сроком годности. В результате происходит оплата за несуществующий вес по завышенной цене, а то и вовсе покупка списанного в следствии истечения срока годности товара.

Совет: покупая товар с этикеткой магазина наклеенной поверх оригинальной, или поверх такой же предыдущей этикетки, не стесняйтесь заглянуть под нее. Возможно там вы обнаружите интересную информацию.

  1. «Перевес». Этот способ обсчета покупателя заключается в том, что продавец повторно взвешивает товар, на котором производителем уже указан вес и нанесен соответствующий штрих-код. Вес в этом случае, естественно, увеличивается (упаковка, наледь, и т.п.).

Согласно п.34 «Правил продажи отдельных видов товаров» (утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. № 55), повторное взвешивание расфасованных производителем товаров недопустимо.

  1. «Карточка-выручалочка». Способ обсчета, который и обсчетом-то назвать сложно, но он иногда используется в магазинах, где применяются так называемые «карты лояльности». При предъявлении на карту записываются бонусы, на которые в последствии можно покупать товары данного магазина.

Суть его состоит в том, что если у покупателя отсутствует «карта лояльности» или он отказывается ею воспользоваться, кассир может незаметно воспользоваться своей картой. При этом все бонусы достаются кассиру. За день таким образом можно собрать неплохую сумму.

При этом покупатель ничего не теряет, магазин тоже, а кассир остается с «наваром».

  1. «1+1». Данный способ обсчета используется при продаже «2 по цене 1». При проведении товара на кассе, если покупатель покупает одну единицу товара, кассир проводит вторую как бонус. При этом второй товар остается в магазине и в последствии реализуется покупателям.

Совет: Внимательно смотрите за акциями на продажи, сверяйте чек и купленный товар. При несоответствии не стесняйтесь потребовать привести в соответствие стоимость и наличие товара в чеке и в корзине.

  1. «Хвостики и штафф». При продаже колбасных изделий, продавец не обрезает промышленную упаковку (скобки, хвостики), на которую он получает скидку у поставщика. В результате покупатель переплачивает за отходы упаковки, за которые в соответствии с п. 4.10 «Правил розничной торговли продовольственными товарами», утвержденных приказом Министра экономики №185 от 11.07.2003 г. покупатель платить не должен.

п. 4.10 «Правил розничной торговли продовольственными товарами» утвержденных приказом Министра экономики №185 от 11.07.2003 г. «Перед продажей поверхности колбасных изделий и копченостей их протираются полотенцем, концы оболочки срезаются, обвязки изымаются…»

Также продавцы частенько «стесняются» срезать верхний слой (штафф) у продаваемого на развес масла или маргарина. Желтый цвет поверхности масла говорит о том, что в нем прошли окислительные процессы и употреблять его в пищу нельзя.

Другие уловки
Помимо обвеса и обсчета, магазины применяют массу уловок для продажи некачественного или редко покупаемого товара.

Например, колбасу покрывшуюся плесенью протирают тряпочкой смоченной в растительном масле. Таким образом плесень убирается, и колбаса продается как «наисвежайшая».

Для того чтобы убрать слизь с мяса и рыбы применяют различные чистящие средства, а запах гнили легко убирается с помощью раствора марганцовки и уксуса.

Иногда в магазинах фасуют вместе продукты свежие и с истекшим сроком годности. Так что, покупая фасованный в магазине товар, внимательно смотрите, чтобы вместе с двумя хорошими апельсинами не оказался один гнилой.

Иногда при упаковке товара в поддон (например нарезку), под качественный товар кладут обрезки.

В производимые в цехах магазинов салаты нередко идут продукты с истекающим или вообще истекшим сроком годности.

Субпродукты и отходы при разрубе мяса, нередко идут на приготовление фарша, цена которого сопоставима с стоимостью самого мяса.

Это далеко не полный список различных хитростей, которые применяют недобросовестные продавцы. Не зря в своем труде «Капитал» Карл Маркс писал: «Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы».

Удачи ВАМ и знайте свои права.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля