Господдержка населению России

Население России стремительно беднеет. Если посмотреть на статистику последних 20 лет, максимально высокая бедность в нашей стране была зафиксирована в 2000 году, число малоимущих тогда было 42 млн человек, или 29% от всего населения страны. Потом количество живущих на грани нищеты сокращалось, но в 2013-м ситуация опять начала ухудшаться.

Наша власть все эти годы усиленно пытается бороться с бедностью. Так почему же население России, несмотря на все усилия чиновников, всё равно продолжает стремительно беднеть?

Тысяча мер поддержки
Ежегодно наше Правительство усиленно борется с бедностью, придумывая различные меры поддержки. В 2020 году в связи с пандемией охват господдержки бедным слоям населения был значительно увеличен. Появилось много новых выплат на детей, увеличены материнский капитал и пособие по безработице, с малоимущими заключались социальные контракты.

По подсчетам Счетной палаты, в этом году на борьбу с бедностью нашим Правительством было направлено 992 мероприятия, содержащиеся в различных нацпроектах и госпрограммах.
Но, как показала жизнь, изменить ситуацию с бедностью эти меры поддержки опять не смогли.

За 2020 год доля бедных в России выросла с 12,3 до 13,5%. И это только те 19,9 млн человек, которых посчитал Росстат.
Реальная же бедность, по мнению многих экономистов, у нас значительно выше.

Почему же так происходит?
Помощь до нуждающихся очень часто не доходит

Все дело в том, что до очень многих людей, которые действительно нуждаются в помощи, меры поддержки государства вообще не доходят. Таким образом существенная доля малоимущих в нашей стране вообще не получает никаких социальных пособий.

Аудиторы Счетной палаты, проведя анализ госполитики, направленной на снижение бедности, подсчитали, что каждая пятая нуждающаяся семья в России не получила никаких социальных выплат от государства за период с 2014-го по 2018 год (Подробнее >>>):

“Это говорит о низком уровне нацеленности социальных выплат на малоимущих, то есть о низкой доле средств социальной поддержки, получаемых малоимущими, в общей стоимости этих средств”, – говорится в отчете Счетной палаты.
Почему еще до бедных не доходят меры поддержки?

Причин неполучения социальной поддержки малообеспеченными слоями населения множество. Это могут быть и недостаточная информированность о тех пособиях, которые полагаются, сложность процедур сбора и оформления документов, которые требуют времени и денег.

Например, если человек проживает в отдаленном населенном пункте, то иногда для того, чтобы доехать до регионального центра и подать необходимые документы, ему нужно потратить больше денег, чем будет сам размер пособия.

Также для получения большинства мер социальной поддержки требуется подтверждение низкого дохода, но часто нуждающиеся заняты в теневом секторе экономики и не могут официально подтвердить свой заработок.

Есть семьи, у которых подушевой доход немного превышает величину прожиточного минимума, что формально позволяет не относить их к категории бедных. Такие семьи при любом негативном шоке (болезни, увольнении и др.), а также при рождении ребенка могут сразу же оказаться за чертой бедности. Но помощи они не получат.

«Возможно, меры поддержки населения действительно смогли предотвратить резкий рост бедности по данному “статистическому показателю”. Однако фактически человек, который получает 12 000–13 000 рублей и по документам живет “выше черты бедности”, сам этого явно не ощущает. И вот до таких групп населения фактические методы государственной поддержки явно не дошли. Выплаты для семей с детьми — это хорошо, но те люди, которые потеряли существенную часть дохода или были отправлены в неоплачиваемые отпуска, а это почти вся сфера услуг страны, остались без поддержки», – считает независимый финансовый эксперт Дмитрий Чечулин.
Таким образом, в нашей стране отсутствует действенная адресная система соцподдержки населения. И это одна из причин того, что государство не может в нашей стране эту бедность никак победить.

Кроме того, временные меры социальной поддержки, которые вводились в частности в 2020 году в виде разовых выплат семьям с детьми или надбавок к пособию для безработных, не могут повлечь существенных долгосрочных последствий и привести к улучшению ситуации с бедностью.

Каждый год наши чиновники и президент ставят для себя национальные цели борьбы с бедностью. Напомню, что в 2018 году они планировали снизить бедность в 2 раза к 2024 году. А теперь этот срок отложен на 10 лет.

«План такой: к 2030 году уйти с сегодняшних 13,5% до 6,5% людей, уровень доходов которых ниже прожиточного минимума. Это плохо, конечно, что и 6,5% сохранится, но мы должны исходить из реалий. Цель амбициозная, но реальная», – сказал президент Владимир Путин во время недавней большой пресс-конференции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.